Краткая история практической психологии и психодиагностики

И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова

Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов. Однако формальное рождение психологии как самостоятельной дисциплины состоялось в 1879 году — в этом году в Лейпциге, в Германии Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста, во всем мире. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные.

Практическая психология является симбиозом экспериментальной и клинической психологии. Начиная с XIX века, именно в этих отраслях психологии рассматривались вопросы психодиагностики, консультативной психологии с диагностическим контролем, тренинговой и тренажерной реабилитации, кроме того, она включает в себя многие достижения промышленной психологии, когнитивной, социальной и детской психологии. Основным из достоинств практической психологии является ее 100% практическая применимость. В отдельную отрасль этот раздел психологии выделился в конце 30-х годов XX века. Методы, используемые в практической психологии, всегда учитывают три основных подхода к исследованию личности: антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания. Что обеспечивает методам высокую надежность и валидность (постоянство результатов при первичном и повторном его применении, основных параметров клиента, устойчивость, согласованность различных методик при различной манере поведения специалиста, чем не могут похвастаться другие виды психологии). Именно тройной подход, как в динамике, так и при тренингово-тренажерной работе дает максимальный результат в изменении поведенческих навыков и подборе индивидуальной модели поведения.

Основная цель сегодняшней психологии — объяснение с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другая цель психологии — помочь людям полностью использовать свои данные и получать удовлетворение от жизни.

О методах исследований в психологии

Научная психология, как и любая другая научная дисциплина, имеет два подхода: статический и динамический. Конкретная действительность, как она дана нам в опыте, изменчива, многообразна и сложна. Эти свойства действительности являются основными причинами трудности ее научного познания. Поэтому первоначально в любой науке развивается статический подход. Это рассмотрение каждого сложного явления, разбивая его на серию простых шагов и рассматривая каждый из них в отдельности, предполагая, что оно (явление) само по себе, не зависимо от других процессов. На этой основе появляются теории «первой волны», объясняющие отдельные аспекты. Наиболее яркими, в психологии такого плана являются следующие теории: теория созревания Гезелла, теория человеческой привязанности Боулби и Эйнсуорта, теория когнитивного развития Пиаже, теория классического обусловливания Павлова.

Статический подход позволил рассмотреть многие психологические явления, вне категорий изменения их во времени, без учета воздействия на них внешней среды и рассматривая их в отрыве от физиологической основы. Поэтому, с определенного момента развития психологии в исследования включается динамический подход, который возникает на «стыке наук», он как бы «вбирает» в себя различные теории других наук и используют их как «инструмент» исследования в своей отрасли. Примером такого подхода в психологии являются: сравнительная теория Вернера, психология развития, теория социального обучения (ярким представителем которой является Альберт Бандура), когнитивная психология (Л.С. Выготский), теория развития языка Хомского, психологическая антропология (С.В. Лурье).

На основе этих двух подходов к изучению психологии развивается и диагностическая составляющая, в результате чего появляются и активно развиваются субъективные методы диагностики — тесты, опросники, статические модели личности и объективные методы диагностики — расчетные, основанные на использовании знаний, полученных самыми разными науками.

На сегодняшний момент существует несколько динамических расчетных диагностических инструментов. Наш диагностический центр использует и продолжает развивать социально-физиологическое направление, в основу которого положены работы психологов Л.С. Выготского, Эрнста Шехнеля, Абрахама Ноама Хомского (Noam Avram Chomsky), Ларри  А. Хьелла (Larry A. Hjelle), Дэниэла Дж. Зиглера (Daniel J. Ziegler), Дэвида Мартина (David Martin), А.Р. Лурия и С.В. Лурье и т.д. и антропологов Кларка Висслера (Clark Wissler), Маргарет Мид (Margaret Mead), Гёза Рохейма (Geza Roheim), Абрама Кардинера (Abram Kardiner), Энн Смолла, Бредд Шоур, А.Д. Александрова, К.Ф. Снежинского, а также физиологов, нейробиологов, психиатров, этнологов, криминалистов.

Результатом «слияния» этих методов и серьезной научно-исследовательской и статистической работы огромного коллектива специалистов в этих областях, стал метод, опирающийся на динамический подход в психологии. Именно его мы и используем в своей работе. Основными разделами практической психологии являются психологическая диагностика, тренинги с диагностическим контролем, консультации с использованием диагностики и тренажеров. Но динамический подход подразумевает постоянное расширение межнаучных связей, использование различных, объективных техник в исследовании психики человека, чем собственно мы и занимаемся, являясь приверженцами практической психологии и используя динамические методы исследования человека.

В оглавление