Психология в притчах

И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Однако это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек.

Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и о своих поступках.

Хаким Санаи

(Абу-аль-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи, ум. 1150 г.)

Выдающийся поэт, философ и мыслитель, живший в Газне (совр. Афганистан). Посвятил всю свою жизнь развитию знаний и наук.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей — «трогая ухо слона» — родители делают выводы из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на свои, часто ложные выводы. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение абсолютное, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности остаются непознанными, а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть своего ребенка в подлинном свете.

Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, надо всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и размышлять о том, что многие вещи, события, люди не соответствуют нашим представлениям о них, они другие. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще, и те социальные ценности, которые существуют сейчас, изменятся с течением времени, так же, как изменились ценности прошлого. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ребенок с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов «потрогавших только хобот» о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте педагога и наказывали ребенка за то, что он вел себя, так как мог. Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит и полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, но дети не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Ребенок должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам на консультацию из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться, в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Он видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации получил индивидуальные рекомендации как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Не думаю, что кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие делают это неосознано, поэтому задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своему ребенку. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже. Человек всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в жизни мы наблюдаем похожие ситуации — одна пара (будь то брак или партнерство в бизнесе) слажено работает и быстро двигается к вершинам успеха, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая никак не может достигнуть желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, и все равно это не всегда приносит успех. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Лучше всего обратиться за помощью к «третьему человеку», который расскажет о врожденных особенностях каждого партнера. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, а дети избавятся от комплекса неполноценности. Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные особенности. И как часто люди, «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют другие особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир».

Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком» и помочь своим детям, например. Однако, прежде чем рассказать кому то каким способом вы достигли чего бы то ни было, постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Мандала-терапия — рисунок
в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия) и восторженно рекомендует своим друзьям эту методику как единственно успешную, заставляет своего ребенка рисовать. А у ребенка комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций, комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него тактильная память активизирует слуховую память, и она (слуховая) является основной несущей информацию. Для ребенка с такими особенностями этот способ не будет столь эффективен. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора «авось поможет, а если нет, так попробую другую» не проходит бесследно. Некоторые методы наносят огромный вред психике, например, помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог с помощью разных методик, разъясняя ребенку его неправоту, травмирует детскую психику, что приводит к падению использования долговременного канала памяти, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, так замыкается круг проблем. Возникает вопрос что делать? Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Прежде всего, познакомьтесь со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте своего ребенка таким, каков он есть, узнайте себя и счастливого вам пути!

В оглавление